Дайте определение мотивации и содержательные подходы к мотивации
Заполните схему 1
Раскройте содержание двухфакторной модели Ф. Герцберга
Объясните теорию мотивации Л.Полтера и Лоулера
Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а так же осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. Более того, в теории устанавливаются соотношение между вознаграждением и результатом, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредствам вознаграждений за достигнутые результаты.
Согласно модели результаты достигнутые сотрудником, зависят от трёх переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того несколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполняемой работы, чувство компетентности и самоуважения, а так же внешние вознаграждения, такие как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Раскройте, ценовую ориентацию руководителей
Сформулируйте качества руководителя
Личные общие качества |
Профессиональные качества руководителя |
Деловые, специфические, качества руководителя |
1 уровень интеллекта и знания
2 обладание харизмой
3 здравый смысл
4 инициативность, активность и энергичность
5 социальное и экономическое образование |
1 знание дела
2 организаторские способности
3 коммуникабельность
4 принимать ответственные решения, рассматривать новые идеи
5 знание правовых основ предпринимательской деятельности, умение контролировать работу |
1 целеустремленность, интерес к работе, способность к обучению
2 способность решать проблемы
3 знание основ психологии и социологии управления
4 изобретательность и способность к инновациям
5 умение расположить к себе людей, убежать и внушать доверие
6 способность влиять на людей, побуждать их
7 стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты |
Раскройте концепцию лидерства
Сформулируйте стиль управления руководителя
Опишите стили руководства
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
Централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контракты с подчинёнными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчинённым, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд |
Руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчинёнными обычно вежлив, готов отменить раннее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов от безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления |
Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчинённых о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчинёнными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.
Демократический менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создаёт непринуждённую обстановку при обсуждении проблем развития организации. |
Заполните таблицу и оцените стиль ваших руководителей и вас самих, если вы занимаете руководящую должность
Объект сравнения |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Способ принятия решений |
Решения принимает руководитель |
Коллективный – решения принимаются после обсуждения между руководителем и подчиненными. |
Руководитель уходит от принятия решения – решения принимаются самостоятельно подчиненными. |
Способ доведения задач до исполнителя |
Приказы, распоряжения |
Руководитель излагает проблему и совместно с подчиненными ищет пути ее решения.
Распределение полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. |
Бессистемность в методах, самотек в организации дел – руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам уходит на второй план. |
Ответственность |
Руководитель берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания. Жесткий контроль за деятельностью подчиненных. |
Форма ответственности, организация контроля – коллективная |
Использование коллегиальности для уклонения от ответственности – руководитель предпочитает не рисковать, переложить свои функции и ответственность на других |
Принцип подбора кадров |
Сам подбирает себе помощников, используя их не как советчиков, а как исполнителей своей воли |
|
|
Инициатива |
Подавление инициативы – сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано |
Поощрение инициативы – всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. |
Полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества |
Отношение руководителя к подчиненным |
Ограничение контактов с подчиненными, отношения – формализованные |
Отношения руководителя с подчиненными – личные, неформальные. |
|
Отношение руководителя к дисциплине |
В коллективе царит строгая дисциплина |
Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. |
Характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом
Бесконтрольность подчиненных – подчиненные предоставлены сами себе |
Отношение к мотивации |
Мотивация страхом –предпочтение наказаниям |
Предпочтение поощрениям, помощь подчиненным |
Мотивация – внутреннее удовлетворение, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей |
Нарисуйте график модели руководства
Опишите модель топ.- менеджмента
Топ-менеджмент: председатель правления, президент, исполнительный директор, операционный директор, директор по информационным технологиям, финансовый директор, вице-президент и другие руководящие сотрудники, представляющие высшее руководство организации. Топ-менеджмент традиционно формирует основные задачи и концепцию компании, доносит их до других менеджеров и сотрудников, а также следит за тем, как развивается организация в направлении их реализации.
Опишите этапы методы «мозговой атаки»
Этапы |
Описание |
Этап1 |
Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. |
Этап2 |
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
• Главное — количество идей. Не делать никаких ограничений.
• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
• Комбинируйте и улучшайте любые идеи. |
Этап3 |
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. |
|
|